Даже Голливуд отверг бы подобный сценарий! Слишком неправдоподобно. В одной гонке братья-близнецы выигрывают золото и серебро на зимней Олимпиаде, и в тот же день на другом континенте у обладателя золотой медали рождается первый сын!
Но 40 лет назад именно это случилось с братьями Филом и Стивом Маре.
Фил и Стив - двое из девяти детей (пять девочек и четыре мальчика), которых поставил на лыжи их отец, отличный специалист по слалому и гиганту, а также неплохо ездил скоростной спуск.
Близнецы Маре были обречены на олимпийскую судьбу с того момента, как родились в горнолыжном районе Уайт-Пасс в Вашингтоне. Их отец, известный альпинист, управлял горнолыжным курортом. В детстве братья подавали такие надежды на склонах, что компании, производящие лыжное снаряжение, предлагали спонсорскую помощь и предоставляли мальчишкам бесплатное снаряжение.
Несмотря на короткую карьеру и меньшее количество соревнований, чем сегодня, братья Маре по-прежнему входят в топ-5 американцев по числу горнолыжных побед за всю историю.
Филлип Фердинанд (Фил) Маре (англ. Phillip Ferdinand "Phil" Mahre; род. 10 мая 1957, Якима, штат Вашингтон, США) -американский горнолыжник, олимпийский чемпион 1984 года в слаломе, чемпион мира 1980 года в комбинации, трёхкратный обладатель Кубка мира (1981, 1982, 1983).
Всего за карьеру одержал 27 побед на этапах Кубка мира (1976—1983) — 12-е место в истории и второе место среди американских мужчин после Боде Миллера (33). На момент окончания карьеры занимал второе место после Ингемара Стенмарка по количеству побед на этапах Кубка мира.
Его брат-близнец Стив Маре, горнолыжник, чемпион мира 1982 года в гигантском слаломе и вице-чемпион Олимпиады-1984 в слаломе, где Фил выиграл золото.
Вместе с братом завершил карьеру в марте 1984 года в возрасте 26 лет. В 1985 году вместе с братом выпустил книгу «No Hill Too Fast».
Трехкратный победитель общего зачета, Фил Маре является одной из величайших фигур в истории Кубка мира. В 19 лет он одержал первую победу в 1976 году в Валь д'Изере, а через несколько месяцев в Сан-Вэлли, в своей родной стране, выиграл первый слалом. В сезонах 1977/78 и 1978/79 он окончательно утвердился в рейтинге Кубка мира, одержав четыре победы (два слалома, один гигант, комбинация) и заняв второе место в общем зачете.
Однако в марте 1979 года Фил ломает левую лодыжку в Лейк-Плэсиде. Пришлось вставить металлическую пластину и семь винтов! Менее чем через 6 месяцев после перелома он вернулся, а менее чем через год выиграл золотую медаль в комбинации и серебряную медаль в слаломе на Олимпийских играх на домашнем снегу в Лейк-Плэсиде.
В идеальную форму Фил вернулся к сезону 1980/81, выиграв три комбинации, один гигант и два слалома (последний в японском Фурано), и получив свой первый Кубок мира за победу в общем зачете. Через год он выиграл снова общий зачет Кубка мира, а также одержал победу в зачете гигантского слалома и слалома, что является выдающимся результатом. Восемь раз Фил поднимался на высшую ступень пьедестала, одержав четыре победы в слаломе, три – в комбинации и одну в гиганте.
Фил окончательно вошел в зал славы в следующем сезоне 1982/83, выиграв третий Кубок мира в общем зачете и второй Кубок мира в GS после шести побед, последняя из которых была снова в Фурано.
19 марта 1983 года была последняя победа Фила на Кубке мира. 27 побед, 21 второе место и 21 третье место! Но на этом карьера не закончилась.
На Олимпийских играх в Сараево зимой 1984 года он завоевал золотую медаль в слаломе, а его брат взял серебро, и когда он ехал на церемонию награждения, он узнал, что его жена родила их второго ребенка и первого сына.
Брат-близнец Стив 9 раз побеждал на этапах Кубка мира и стал чемпионом мира по гигантскому слалому в Шладминге в 1982 году.
С того дня ни один американец не выигрывал олимпийский слалом.
Сейчас братьям Маре 67 лет. Они завершили карьеру этим уникальным олимпийским финишем. Они растили детей, участвовали в гонках на автомобилях, основали лыжный тренировочный центр и недавно основали компанию по строительству домов. Две звезды продолжают жить в районе Якима.
«У меня было восемь других братьев и сестер, которые держали меня в узде и возвращали на землю, если меня начинало заносить», — говорит Фил. «Мы были всего лишь двумя участниками лыжных соревнований. Катание на лыжах никогда не было главным для нас со Стивом. Мы просто были двумя парнями, которые катались на лыжах и добились успеха в этом».
Братья Маре всегда были вместе, как и на подиуме в Сараево. Они были пятым и шестым детьми Дэвида и Мэри Маре, причем Фил родился на четыре минуты раньше Стива.
«Мы были неразлучны», - сказал Фил. «У нас есть определенная связь, которой нет ни с кем из наших братьев и сестер».
На вопрос, неужели они никогда не дрались, когда росли, Стив отвечает: «Была одна хорошая потасовка, когда нам было где-то 10-13 лет. Это случилось в спальне, наша старшая сестра открыла дверь, и мы остановились, крикнув, чтобы она вышла. Она закрыла дверь, и мы снова сцепились. А после этого оба плакали. Это был последний наш кулачный бой. Но я получил хороший удар раньше, чем он».
В 1984 году близнецы приехали в Сараево как фавориты состязаний по гигантскому слалому после того, как Ингемар Стенмарк и Марк Жирарделли были отстранены от соревнований.
Стив Маре и Ингемар Стенмарк
Стенемарка – величайшего слаломиста мира – отстранили, как профессионального спортсмена. Жирарделли - потому что был австрийцем, но выступал за Люксембург.
Путь к золоту был расчищен для американских близнецов, мало кто верил в их шансы. За год до этого у пары был провальный сезон Кубка мира: Стив финишировал на 45-м месте, а Фил — на 62-м. В гигантском слаломе в Сараево они заняли восьмое и 17-е места. После десятилетия соревнований считалось, что их лучшие дни позади.
Вдобавок Фил сказал журналистам, что у него двойственное отношение к завоеванию медали в Югославии, и он счастлив просто соревноваться. Некоторые американские СМИ раскритиковали его «неспортивное» признание и осудили лыжника. Хотя его слова просто отражали идеалистическое отношение к спорту основателя современного олимпизма барона де Кубертена.
Спорт – полон неожиданностей, и слаломная трасса на горе Белашница – не исключение. Как только начались соревнования, стало ясно, что склон и постановка трассы коварны. Из 101 участника только 47 завершили обе попытки, включая братьев Маре.
Стив лидировал после безупречного первого заезда, обогнав на 0,5 сек. шведа Йонаса Нильссона, а Фил был третьим. Но после почти идеальной второй попытки вперед вырвался Фил. Нильссон дрогнул и выбыл из борьбы за медаль.
Сразу после финиша Фил хватает рацию, чтобы дать советы «злейшему сопернику» Стиву. В это трудно поверить. «В шаге от олимпийского золота я подсказывал брату, как победить!», - вспоминает Фил. Но вместо того, чтобы выбрать безопасный путь, Стив начал атаковать сложную трассу. Серия ошибок стоила ему первого места. Фил опережает Стива на 0,21 сек., хотя после первой попытки на 0,70 секунды отставал от своего брата. После этого младший брат пошутил перед журналистами: «Фил родился на четыре минуты раньше меня – с тех пор я гоняюсь за ним».
По дороге на церемонию награждения Филу сообщили, что его жена Холли родила их первого сына Алекса за час до гонки. Это стало кульминацией знаменательного дня!
Тот невероятный день 19 февраля 1984 года, когда Фил Маре стал олимпийским чемпионом, сам он не считает идеальным. Зная, какие у близнецов отношения, легко понять, почему Фил слегка сожалеет об этом. Выиграв золото, он обогнал брата.
«Когда он выиграл (первую попытку – ред.), то и я выиграл, понимаете», — сказал Фил. «Если бы это был кто-то другой, мне было бы все равно. Но ему, это было тяжело. Если в нашей карьере и была гонка, которую он должен был выиграть, то именно эту. К сожалению, у него не получилось, и из-за этого я всегда имел над ним преимущество. Если бы он выиграл эту гонку, это было бы так: «Фил выиграл Кубок мира, а Стив выиграл Олимпийские игры. Это была ЕГО гонка, но, к сожалению, она не сложилась. Мне удалось провести два безупречных заезда, они были практически безупречны».
«Я допустил три большие ошибки, — анализирует брат Стив, который знает, что мог победить, — но это слалом. Тот факт, что нас здесь двое, — это прекрасное чувство», — говорит серебряный призер Стив, добавляя: «Было бы лучше, если бы я был первым, а он вторым».
«Перед Олимпийскими играми многие уже списывали нас со счетов», — говорит Фил Маре. «После двойной победы этим критикам пришлось краснеть».
«У нас была поговорка: «Сохранить все в семье», — продолжает Стив. Если я не выигрывал, я хотел, чтобы он победил. Я был так зол после второй попытки, но проиграть ему было намного лучше, чем проиграть кому-то другому из другой страны».
«Много лет мы занимали 1 и 2 места в разных гонках на Кубке мира, но то, что это произошло в этот день – Олимпийские игры проходят только раз в четыре года, и медали трудно получить – это, безусловно, событие, которое я никогда не забуду», – сказал Стив.
Братья Маре начали кататься на лыжах в возрасте 6 лет, а участвовать в гонках - в 8 лет. Близнецы доминировали по мере продвижения вверх по всем уровням конкуренции в США. В 15 лет Фил попал в национальную сборную; Стив присоединился к нему через год.
Несмотря на травмы, Фил трижды выигрывал общий зачет Кубка мира, что до сих пор является самым высоким показателем среди американских лыжников. Его 27 побед на Кубке мира были вторым результатом за все время, когда он завершил карьеру. Он по-прежнему занимает 11-е место в списке всех времен. Стив со своими 9 победами в Кубке мира уступал только Филу среди американцев, когда завершил карьеру.
Если бы не Фил, Стив был бы лучшим американским лыжником всех времен на момент ухода из спорта. Но сам Стив уверен, что без Фила он не достиг бы тех высот.
«Если бы не Фил, у меня не было бы мотивации. Много раз мы опережали всех на 3-4 секунды. Если бы не брат, я бы не так старался победить, потому что это было бы легко».
Фил впервые заявил о себе на Олимпийских играх 1976 года, когда в 18 лет занял пятое место в гигантском слаломе. В следующем году он занял второе место в зачете Кубка мира, а затем третье в 1979 году, несмотря на серьезную травму. В марте того же года он сломал большеберцовую кость левой ноги и сустав в месте соединения с голеностопом.
«Это была очень серьезная травма», - сказал он. «Большинство врачей не давали мне шанса когда-либо снова соревноваться». Но на Олимпийских играх 1980 года в Лейк-Плэсиде он выиграл серебряную медаль в слаломе. Стив занял 15-е место в гигантском слаломе.
Завершив сезон Кубка мира в начале того же года, Фил Маре решил, что с международным лыжным спортом покончено.
«Я взял 6-месячный отпуск и не делал ничего, что касалось катания на лыжах», - сказал Фил. «Я выгорел. Горные лыжи - не очень гламурная жизнь. 9 месяцев в году вы живете на чемодане, не оставаясь на одном месте более 4-5 дней. Это утомляет, были другие вещи, которые я любил делать. В жизни должно быть нечто большее, чем сине-красные пластиковые столбики».
Близнецы были известны как бунтари, которые предпочитали летом гонять на мотоциклах летом, а не следовать режиму тренировок, рекомендованному лыжной командой США. Но с наступлением конца сентября у братьев снова появился зуд. Они возвращались в Кубок мира после длительных перерывов после каждого сезона.
Это оказалось идеальной формулой успеха. Фил выиграл три общих зачета Кубка мира подряд с 1981 по 1983 год, что до сих пор является самым высоким показателем среди американцев. Стив был четвертым и третьим в 1981 и 1982 годах, что стало его лучшим результатом.
«После того, как я взял 6-месячный перерыв, у меня были лучшие четыре года в моей карьере, поэтому я принял правильное решение», - сказал Фил. Как и Стив.
Но после того, как оба завоевали медали в Сараево, они действительно закончили с лыжами Кубка мира. И ни разу не пожалели, признав, что интерес к катанию на лыжах может возродиться, когда их дети начнут заниматься этим видом спорта.
«Многие люди боятся выхода на пенсию», — сказал Фил. «Мне было все равно. Я мог бы уйти с лыж в любое время, когда захочу, и это не беспокоило бы меня так или иначе, потому что это не было смыслом жизни».
В январе 1988 года в Los Angeles Times вышла статья «Mahre Brothers Can’t Get Off the Ski Slopes, But They Are Trying».
«Фил и Стив Маре через 4 года после золота и серебра на зимних Олимпийских играх 1984 года и завершения карьеры все еще не уходят с горнолыжных склонов. Величайшие слаломисты в истории США знали, что катание на лыжах обеспечивает их. 30-летние близнецы проводили много времени на лыжах ежегодно, выполняя свои обязательства перед спонсорами, но не для удовольствия.
«Я катаюсь на лыжах 40-50 дней в году, и по большей части это бизнес», - считал Фил. «Я хотел бы целый год вообще не кататься на лыжах. Но этого никогда не будет». Стив вторил брату: «Я мог бы кататься дней 10 в году, если бы у меня был выбор». По словам Стива, во время соревновательного расцвета они катались на лыжах около 250 дней в году.
Парни, выросшие на склонах расположенной неподалеку горнолыжной зоны Уайт-Пасс, утратили интерес к горнолыжному спорту. «У меня просто больше нет желания делать это», — сказал Фил.
В недавних интервью они утверждали, что предпочитают автогонки и не хотят «привязывать доски к ногам». Однако верят, что могут выступать на мировом уровне. И когда в 1987 году сборная США предложила им участие в Олимпийских играх 1988 года в Калгари, братья согласились. Но при условии выплаты 1 млн долларов на поддержку. ««Если я и вернусь, то ради личной выгоды. Мы были уверены, что условия не примут, хотя дела у сборной США были не блестящи», — сказал Стив, - «мы потеряли азарт и не хотели запятнать свой имидж».
«Неудивительно, что команда США жаждет Маре. С тех пор, как Фил выиграл в третий раз общий зачет в 1983 году, ни один американский лыжник не выигрывал Кубок мира. И ни один из них не выиграл чемпионат мира после победы Стива в гиганте в 1982 году, сказала пресс-секретарь лыжной команды США Кэтрин Рейнольдс.
Несмотря на то, что горнолыжный спорт являлся любительским, спортсмены могли получать средства спонсоров через национальные федерации. Средства помещались в трасты, и спортсмены могли снимать средства для покрытия «расходов на проживание».
На пике карьеры братья зарабатывали на двоих примерно 750 000 долларов в год. Поняв, что не будут участвовать в Олимпиаде 1988 года, они хотели выступить на Олимпийских играх как комментаторы ABC Sports. Но получили отказ.
Братья нашли новую соревновательную отдушину в автогонках, пошли в школу пилотов и добились успеха в гонках на выносливость, соревнуясь на самом высоком уровне. В 1988 и 1992 годах они участвовали в гонке «24 часа Дайтоны», и до сих пор соревнуются в гонках на выносливость более низкого уровня в Вашингтоне и Орегоне.
Они также участвовали в гонках на мотоциклах по бездорожью, и Фил даже ненадолго вернулся на лыжи в возрасте 49 лет, пытаясь пройти квалификацию на национальный чемпионат США. Он вполне мог бы это сделать, если бы не получил травму колена, которая положила конец возвращению.
Были и деловые интересы. В 1984 году они запустили бизнес по производству лыжной одежды TWN Corp. Плюс зарабатывали по 50 000 долларов в год каждый, рекламируя K-2 Ski Corp. и другое лыжное снаряжение.
С 1985 года они близнецы являются владельцами «Тренировочного центра Маре» в Дир-Вэлли, и их девиз - «Катайся на лыжах лучше, учись у лучших». Центр организует лыжные лагеря и корпоративные выезды из Дир-Вэлли, штат Юта. 5-дневные семинары по лыжной подготовке, проводимые братьями, 40 лет назад стоили 400 долларов. «Мы стараемся кататься на лыжах полдня с каждым студентом», — сказал Фил.
Стив сотрудничал с ESPN, делая анонсы на этапах Кубка мира из Европы. Позже он сказал, что хотел бы продолжить вещание, но лучше, если оно будет связано с другими видами спорта, а не с горными лыжами.
8 лет назад, когда была продана компания K2, сын Стива Энди остался без работы. И они с отцом решили заняться строительством каркасных домов. «Почему бы тебе не позвонить и дяде Филу?» - сказал Стив. Так появилась «Маре Констракшн».
Когда сын Стива нервничал, видя 60-летнего отца на крыше, тот отвечал: «Эй, Энди, мне это нравится, не беспокойся, я планирую заниматься этим еще 7-8 лет».
Семья Фила живет во внушительном доме из стекла и дерева, который близнецы построили над каньоном реки Якима. Стив живет в более скромном доме в пригороде недалеко от города.
У Фила и его жены Холли - трое детей и четверо внуков. У Стива - двое детей и двое внуков. Помогать в обучении внуков катанию на лыжах – любимое занятие.
По оценкам Фила, он проводит на склонах 70-80 дней в году, около 80% этого времени - в лыжной школе, а остальное время с внуками и развлекается. Для Стива большое удовольствие наблюдать за 10-летним внуком на склонах.
«Это возвращает вас в то время, когда вы были в том возрасте и получали удовольствие от этого», — сказал Стив. «Вы кричите им «помедленнее»! А затем, взяв себя в руки, говорите: «Это именно то, что я делал в их возрасте. Конечно, я хочу, чтобы они хорошо вели себя на склоне, но я помню, что сам не так хорошо вел себя, когда мы были детьми».
Братья Маре с удовольствием смотрят этапы Кубка мира, сравнивая свой сдержанный и уже немодный стиль.
«Я катался из любви к спорту», — сказал Фил. «Он так сильно изменился по сравнению с тем, что было тогда, со всеми социальными сетями. Когда кто-то заканчивает соревноваться, все об этом знают, и обычно этот человек в Instagram бьет себя в грудь или что-то в этом роде. Раньше это был вид спорта, который почитали. Теперь все дело в личностях, а не в спорте».
По словам Стива, спорт также изменился: оборудование стало лучше, а снег стал жестче.
«Мы помним, как было раньше, но гонки сейчас немного другие», - сказал Стив. «Ребята на 165-170-сантиметровых лыжах… а мы были на 204-205-сантиметровых, и это просто другая жизнь. Так что мы смотрим на то, что делают ребята, и мы в восторге от этого. Если бы я на их лыжах пытался делать слаломные повороты - у меня не было бы ни малейшего шанса. Просто поражен тем, что они могут с ними сделать».
40 лет назад братья Маре вошли в историю горнолыжного спорта, закрыв прославленную карьеру олимпийскими медалями. Мечта сбылась? Не совсем так. Для братьев Маре дело никогда не сводилось только к этому.
«Мы мечтали просто поехать на Олимпийские игры и представлять страну», - говорит Фил. «Медали никогда много не значили. Ты просто выходишь и соревнуешься. Я никогда не говорил: «Я должен выиграть золотую медаль!». Это никогда не было моей целью… Я хотел просто соревноваться как можно лучше. Если будет золотая медаль - отлично. Но независимо от того, выиграю я золотую медаль на Олимпийских играх или нет, солнце все равно взойдет на следующий день».
Источники watson.ch, latimes.com, seattletimes.com, spokesman.com,olympics.com
Ссылка на источник: http://www.ski.ru/az/blogs/post/bratya-mare/